Двухэтажный деревянный дом на Кузнецова, 30 мог бы быть весь увешан памятными табличками, рассказывающими прохожим о его прежних жильцах.
Ближайшие места
Богородице-Алексеевский мужской монастырь (видео)
Видеосюжет из цикла «Городские путешествия» об истории Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря.
Томский политехнический университет (1-й, Горный корпус)
Один из старейших корпусов ТПУ был спроектирован выдающимся русским ученым В.А. Обручевым.
Связанные экскурсии
Елань
В каждом городе есть районы, которые могут рассказать многое об его истории. Томская Елань хранит в себе столько историй и судеб, что хватило бы на фильм-эпопею.
Жилой дом конца XIX века
В Томске есть дома, история которых легко восстанавливается по документам и воспоминаниям жильцов. Но есть и такие, о судьбе которых достоверно рассказать не сможет даже целая армия краеведов и архитекторов. Двухэтажный дом по ул. Кузнецова 17 относится к памятникам со сложной и запутанной историей. До сих пор точно не установлено, кто его построил и когда. Бесспорным является только то, что без этого дома образ Томской Елани был бы не полным.
Первая частная музыкальная школа
В январе 1902 года в здание по адресу улица Черепичная, 15 (современная Кузнецова , 17) переехала первая томская частная музыкальная школа Камиллы Томашинской. В те годы дом еще не был перестроен под модерн. Но уже тогда был двухэтажным и имел сходную с современностью композицию. Школа занимала весь второй этаж здания.
К моменту переезда школа просуществовала чуть меньше года. Томский губернатор
Асинкрит Ломачевский утвердил ее программу и дал разрешение Камилле Томашинской на открытие школы в апреле 1901-го. Госпожа Томашинская приехала в Томск вслед за мужем, Григорием Томашинским, в 1885 году, который был назначен после окончания университета на должность правителя канцелярии попечителя Западно-Сибирского учебного округа. Григорий Северинович по образованию был юристом, а Камилла Ивановна преподавательницей музыки и пения. По классу пения она занималась у Натальи Ирецкой — ученицы Полины Виардо.
В январе 1902 года в здание по адресу улица Черепичная, 15 (современная Кузнецова , 17) переехала первая томская частная музыкальная школа Камиллы Томашинской. В те годы дом еще не был перестроен под модерн. Но уже тогда был двухэтажным и имел сходную с современностью композицию. Школа занимала весь второй этаж здания.
К моменту переезда школа просуществовала чуть меньше года. Томский губернатор
Асинкрит Ломачевский утвердил ее программу и дал разрешение Камилле Томашинской на открытие школы в апреле 1901-го. Госпожа Томашинская приехала в Томск вслед за мужем, Григорием Томашинским, в 1885 году, который был назначен после окончания университета на должность правителя канцелярии попечителя Западно-Сибирского учебного округа. Григорий Северинович по образованию был юристом, а Камилла Ивановна преподавательницей музыки и пения. По классу пения она занималась у Натальи Ирецкой — ученицы Полины Виардо.
В Томске супруги участвовали почти во всех концертах и
преподавали в местном отделении Российского музыкального общества. Своих
сыновей — Владимира и Николая они тоже обучали музыке. В апреле 1901
года Григорий Томашинский скончался. Незадолго до этого его жену лишили
места преподавателя Музыкальных классов из-за личных конфликтов с
коллективом. Получив разрешение на открытие частной школы, Камилла
Ивановна все свои силы обратила на ее организацию. Воспитанники школы
могли обучаться в ней три года по четырем направлениям: фортепиано,
пение, скрипка и виолончель. Вспомогательными предметами были сольфеджио
и теория музыки. Занималась с учениками сама Камилла Ивановна и
приглашенные ею преподаватели пианист В.И. Герке и музыкант М.Ф.
Благовестов.
В 1902 году к моменту переезда школа насчитывала около 60 учеников. При школе для удобства воспитанников была собрана библиотека.
В 1904 году в школе появился новый педагог — Мария Шиловская. До 1907 года Томашинская и Шиловская управляли школой вместе, потом же она вошла в состав Высшей музыкальной школы Сибири.
В 1902 году к моменту переезда школа насчитывала около 60 учеников. При школе для удобства воспитанников была собрана библиотека.
В 1904 году в школе появился новый педагог — Мария Шиловская. До 1907 года Томашинская и Шиловская управляли школой вместе, потом же она вошла в состав Высшей музыкальной школы Сибири.
«…я пользовался музыкальной библиотекой частной музыкальной школы Томашинской, где между прочим познакомился с такими, например, произведениями, как поэма «Царь Эдип» Макса Шеллингаса и Первая соната Николая Метнера. «Царя Эдипа» мы с мамой играли на двух роялях…».
Разрешение на строительство дома, 1908 г.
Фотография: Государственный архив Томской области (http://gato.tomica.ru/)
Детский доктор Васильков
По одной из версий дом на улице Кузнецова, 17 был простроен архитектором В.Ф. Оржешко для детского врача Валерьяна Ивановича Василькова. В Государственном архиве Томской области сохранилось разрешение на строительство дома, выданное доктору в 1908 году. Как и когда доктор получил в собственность участок земли на пересечении улиц Черепичной и Ярлыковской неизвестно. Разрешение на строительство было выдано с одним условием — доктор должен был снести уже находящийся на этом месте дом. Скорее всего, этого сделано не было. Часть дома была оставлена и взята за основу нового проекта в стиле модерн.
Уже в 1907 году Валерьян Иванович вел прием больных по адресу ул. Черепичная, 15.
В газетных объявлениях говорилось, что он занимается детскими заболеваниями и болезнями внутренних органов. Записаться на прием к доктору можно было по телефону № 435. Параллельно с частной практикой В.И. Васильков работал врачом в Управлении Сибирской железной дороги. Владельцем дома он числился до 1915 года. В какие руки после этого перешло здание, достоверное неизвестно.
По одной из версий дом на улице Кузнецова, 17 был простроен архитектором В.Ф. Оржешко для детского врача Валерьяна Ивановича Василькова. В Государственном архиве Томской области сохранилось разрешение на строительство дома, выданное доктору в 1908 году. Как и когда доктор получил в собственность участок земли на пересечении улиц Черепичной и Ярлыковской неизвестно. Разрешение на строительство было выдано с одним условием — доктор должен был снести уже находящийся на этом месте дом. Скорее всего, этого сделано не было. Часть дома была оставлена и взята за основу нового проекта в стиле модерн.
Уже в 1907 году Валерьян Иванович вел прием больных по адресу ул. Черепичная, 15.
В газетных объявлениях говорилось, что он занимается детскими заболеваниями и болезнями внутренних органов. Записаться на прием к доктору можно было по телефону № 435. Параллельно с частной практикой В.И. Васильков работал врачом в Управлении Сибирской железной дороги. Владельцем дома он числился до 1915 года. В какие руки после этого перешло здание, достоверное неизвестно.
Фотография дома советского периода
Фотография: ОГАУК «Центр по охране памятников» (http://memorials.tomsk.ru/)
Спорное авторство
Среди томских историков архитектуры нет единого мнения о том, по чьему проекту был построен этот дом. Чаще всего его относят к работам Викентия Оржешко, так как по композиции и декору этот дом похож на «Дом с драконами» на улице Красноармейской, построенный по проекту архитектора. Хотя и в случае «Дома с драконами» однозначных доказательств авторства нет.
Викентий Оржешко родился в 1876 году в Томске. Его отца, хирурга Флорентина Феликсовича, сослали в Томск как участника польского восстания 1863 года. Матерью архитектора и второй женой Флорентина Оржешко была дочь городового врача Лидия Поцолуевская.
Викентий Оржешко в 1895 году поступил в Академию Художеств на отделение архитектуры. Его преподавателем и руководителем был Леонтий Бенуа. После окончания Академии Викентий вернулся в Томск, где стал заниматься частной практикой и преподаванием.
Одним из первых его серьезных проектов стала часовня-памятник на могиле старца Федора Кузьмича при Алексеевском монастыре. Затем он работал над планом типографии «Сибирского товарищества печатного дела» на углу ул. Гагарина и пер. Нахановича. Трехэтажное кирпичное здание до сих пор сохранилось. Самая известная работа архитектора Оржешко — особняк на улице Белинского, 23. Томск В.Ф. Оржешко покинул в 1914 году. Незадолго до начала войны он уехал в Могилев, где и теряются его следы.
Среди томских историков архитектуры нет единого мнения о том, по чьему проекту был построен этот дом. Чаще всего его относят к работам Викентия Оржешко, так как по композиции и декору этот дом похож на «Дом с драконами» на улице Красноармейской, построенный по проекту архитектора. Хотя и в случае «Дома с драконами» однозначных доказательств авторства нет.
Викентий Оржешко родился в 1876 году в Томске. Его отца, хирурга Флорентина Феликсовича, сослали в Томск как участника польского восстания 1863 года. Матерью архитектора и второй женой Флорентина Оржешко была дочь городового врача Лидия Поцолуевская.
Викентий Оржешко в 1895 году поступил в Академию Художеств на отделение архитектуры. Его преподавателем и руководителем был Леонтий Бенуа. После окончания Академии Викентий вернулся в Томск, где стал заниматься частной практикой и преподаванием.
Одним из первых его серьезных проектов стала часовня-памятник на могиле старца Федора Кузьмича при Алексеевском монастыре. Затем он работал над планом типографии «Сибирского товарищества печатного дела» на углу ул. Гагарина и пер. Нахановича. Трехэтажное кирпичное здание до сих пор сохранилось. Самая известная работа архитектора Оржешко — особняк на улице Белинского, 23. Томск В.Ф. Оржешко покинул в 1914 году. Незадолго до начала войны он уехал в Могилев, где и теряются его следы.
Архитектурный стиль
По типологическим признакам и стилистическим особенностям историки определяют время строительства дома началом 20 века. Внешний его облик довольно сильно изменился за сто лет: плохо сохранился декор, изменена часть фасада по ул. Карташова, переделан один из нижних проемов. В советские года от двухэтажного здания отделился в отдельный дом под номером 19 флигель, несколько лет назад флигель снесли и на его месте построили кирпичный дом.
После реставрации со стороны улицы Карташова исчезли слуховые окна в кровле здания, предназначенные для естественного освещения и проветривания чердачных помещений. Основные окна с двойными рамами, которые немецкие эксперты Декан факультета архитектуры университета Фридерциана Матиас Пфайпфер и профессор, руководитель программ сохранения исторических объектов Ханнес Экерт назвали «гениальными», были заменены на глухие окна без форточек.
Общий вид дома сохранился. Дом поставлен на кирпичное оштукатуренное основание. Его прямоугольный план усложнен выступами эркера на восточном фасаде и лестничного тамбура — на южном. Над эркером возвышается четырехгранная башня с треугольными фронтонами — завершениями на каждой из граней. В центре башни располагается невысокий шпиль. Внутри башни устроена «светелка» — небольшая комната под самой крышей. Эркер прорезан фигурными оконными проемами, которые освещают внутреннюю лестницу.
Внутренняя планировка всего дома тоже была частично изменена. В советское время большие комнаты дробились на маленькие при помощи перегородок. Первоначальное оформление интерьера почти полностью утрачено. Сохранились только обшивка профилированными досками стен лестничной клетки и «светелки».
По типологическим признакам и стилистическим особенностям историки определяют время строительства дома началом 20 века. Внешний его облик довольно сильно изменился за сто лет: плохо сохранился декор, изменена часть фасада по ул. Карташова, переделан один из нижних проемов. В советские года от двухэтажного здания отделился в отдельный дом под номером 19 флигель, несколько лет назад флигель снесли и на его месте построили кирпичный дом.
После реставрации со стороны улицы Карташова исчезли слуховые окна в кровле здания, предназначенные для естественного освещения и проветривания чердачных помещений. Основные окна с двойными рамами, которые немецкие эксперты Декан факультета архитектуры университета Фридерциана Матиас Пфайпфер и профессор, руководитель программ сохранения исторических объектов Ханнес Экерт назвали «гениальными», были заменены на глухие окна без форточек.
Общий вид дома сохранился. Дом поставлен на кирпичное оштукатуренное основание. Его прямоугольный план усложнен выступами эркера на восточном фасаде и лестничного тамбура — на южном. Над эркером возвышается четырехгранная башня с треугольными фронтонами — завершениями на каждой из граней. В центре башни располагается невысокий шпиль. Внутри башни устроена «светелка» — небольшая комната под самой крышей. Эркер прорезан фигурными оконными проемами, которые освещают внутреннюю лестницу.
Внутренняя планировка всего дома тоже была частично изменена. В советское время большие комнаты дробились на маленькие при помощи перегородок. Первоначальное оформление интерьера почти полностью утрачено. Сохранились только обшивка профилированными досками стен лестничной клетки и «светелки».
При подготовке статьи мы использовали:
1. «Томская область. Исторический очерк» (под ред. д-ра ист. наук В.П. Зиновьева 1994 г.)
2. Г.Н. Старикова, Л.А. Захарова, Е.В. Иванцова и др. «История названия томских улиц».
3. Т. Куперт «Музыкальное прошлое Томска», 2006 год
4. «Сибирская старина», 2005 г., номер 5
5. Л.К. Островский «Вклад поляков в развитие образования, науки и искусства Западной Сибири на рубеже XIX–XX вв.»
6. В.Г. Залесов «Томские зодчие прошлых веков», «Архитекторы Томска».
8. Государственный архив Томской области