В историческом «ансамбле корпусов» ТПУ их четыре, но на самом деле, даже новые корпуса хранят множество интересных историй. Хотите узнать, как в немецком Карлсруэ появился «брат-близнец» главного корпуса ТПУ? Зачем корпусам «Политеха» четырехметровые потолки и огромные окна? И правда ли, что в музее ТПУ стоит луноход, который забирал пробы лунного грунта?
В начале двадцатого века архитекторы и жители города называли участок улицы Садовой (нынешнего проспекта Ленина), где стоят корпуса ТПУ, «уголком Петербурга» — настолько их архитектура напоминала северную столицу.
Все корпуса строились в шаговой доступности друг от друга. Так что ТПУ можно назвать первым томским студенческим кампусом. Чтобы удалось добиться такого расположения (а заодно — сэкономить на коммуникациях), вузу приходилось покупать земли у местных купцов, а также менять ландшафт города. Именно так, например, появилась пешеходная зона вдоль учебного корпуса №2 между проспектом Кирова и улицей Усова. Корпус был построен прямо на обрыве, и для того, чтобы он не «уехал», была сделана насыпь, а затем — тротуар, по которому мы гуляем сегодня.
Но если бы не поддержка министра финансов Сергея Витте, в Томске не было бы крупнейшего за Уралом технического вуза. А его первыми профессорами были именитые ученые, которых приглашали из Москвы, Петербурга, с Урала. Имена этих людей сегодня носят томские улицы.
В этих корпусах построили первый сибирский самолет, создали безрельсовый поезд на магнитной подушке и томское телевидение.
История ТПУ — это история Томска от времен последнего русского царя, через первую русскую революцию, Великую Отечественную войну и наши дни.